Сегодня 18.05.2024 Вы зарегистрированы в системе под именем ANONYMOUS

Rambler's Top100
Начало
Обо мне
Моя семья и звери
Статьи
Проекты
Стихи
Фото-галерея
Досуги
Былое и думы
Универсальная Самообучающаяся Экспертная Система
Мудрости
Приколы
 
Новости
Карта сайта
Все материалы
Обсуждение
Опросы
 
Высказаться
Email
Вид для печати
 
Регистрация
Настройка
 


КиноНавигатор поможет выбрать фильм, если не знаешь, что посмотреть.
Персональный сайт Андрея Акопянца  >  Статьи  >  Интернет-технологии и связанные с этим вопросы

Как в Интернет зарабатывают деньги

Классификация бизнес-моделей Интернет-проектов. Статья с тяжелой судьбой - написана летом 2000г., до сих пор ждет публикации...

Что Интернет - это модно, знают все. Что Интернет - это очень перспективно, и скоро без него будет нельзя - знают почти все. На что уходят деньги при разработке Интернет-проектов, знают многие. А понимание того, каким образом Интернет-проекты могут наоборот, зарабатывать деньги, встречается гораздо реже. Прямой вопрос "Как вы собираетесь зарабатывать деньги?" ставит в тупик очень многих заказчиков и владельцев проектов. Можно даже сказать, что этот вопрос сейчас относится к категории неприличных...

Мне часть приходится консультировать начинающие интернет-проекты, как публичные, так и корпоративные. И мысль о написании этой заметки посетила меня после того, как я в очередной раз излагал очередному заказчику основы бизнеса в Интернет с тем, чтобы помочь ему сформулировать свои цели.

Итак - какие бывают модели получения доходов в Интернет? Сразу оговорюсь - я буду говорить только о контент-проектах, т.е. предоставление доступа к Интернет, прокладка кабелей и хостинг не входит в круг рассмотрения.

Возможна различная классификация, но я для себя выделяю следующие основные направления, подробнее о которых мы поговорим ниже:

  • Реклама (продажа аудитории)
  • Платные сервисы
  • Транзакционная модель (отчисления от оборота)
  • Снижение издержек
  • Поддержка основного бизнеса

Естественно, в любом проекте встречается, как правило, больше одной модели. Иногда их сочетания являются достаточно прихотливыми, но все известные мне способы зарабатывания денег в Интернет раскладываются по этим направлениям.

Часто к способам зарабатывания денег относят еще и получение инвестиции и перепродажe проектов. Более того, объем инвестиционных денег, обращающимся в области российского (да и не только) электронного бизнеса, заметно превосходят, собственно, "честный" оборот. Но нужно понимать, что стоимость проекта, так же как и стоимость брэнда - это производная от ожиданий реальных доходов, и если вы не понимаете, как будут зарабатываться деньги, инвестор этого тоже не поймет. Не говоря уж о том, что по большому счету, инвестиции - это не способы зарабатывания, а способы траты денег.

*_Реклама_*Суть рекламы - это продажа аудитории. Т.е. имеется некий Рекламодатель, который хочет донести информацию о себе, своих товарах и услугах определенной аудитории, и именно он платит деньги. А сайт предоставляет ему эту аудиторию и способ донесения информации.

Т.е. рекламный сайт должен иметь

  • по возможности обширную и
  • известную (т.е. измеренную и сегментированную) аудиторию
  • технические возможности по продаже этой аудитории рекламодателю, как всей целиком, так и по сегментам (таргетинг)
  • технические возможности для отслеживания хода и оценки эффективности рекламной компании

Кроме всем известной продажи баннерных показов, существует много других способов продажи аудитории. Например

  • собственно, продажа аудитории (адресных баз). Правда, в последнее время такая практика не приветствуется;
  • реклама в рассылках;
  • спонсорство - продажа постоянного места на сайте + обязательство; упоминать спонсора в разных контекстах;
  • продажа права на размещение своей информации в некоторых базах данных. Например, туристические порталы продают турфирмам право на размещение своих предложений. По аналогичной модели работает, например, Price.ru;
  • Продажа права общения с аудиторией в рамках некоторого сообщества пользователей (модерирование определенных форумов, открытие фирменных горячих линий на популярных community-сайтах и др.). Из российских сайтов таким образом функционирует, например, Auto.ru;
  • Модель "желтых страниц" - когда к общедоступной краткой информации рекламодатель может добавить уточненную информацию о себе за отдельные деньги.

Имеются также многочисленные вариации на эти темы, которые также легко распознать. О рекламных моделях лучше всего почитать в недавно вышедшей книге Тимофея Бокарева "Энциклопедия Интернет-рекламы". Настоятельно рекомендую всем интересующимся - действительно фундаментальный и хорошо написанный труд.

Платные сервисы
Исторически именно платные сервисы (платный доступ к информации по подписке) были первым способом зарабатывания денег с помощью Интернет. Таки образом продавали и продают свою информацию информационные агентства и порно-сайты.

Все платные сервисы можно поделить на две большие группы - - сервисы конечным пользователям, включая платный доступ к информации и ASP - сервисы другим Интернет-проектамПлатные сервисы конечным пользователям у нас не очень популярны в связи с трудоемкостью взимания денег, и в основном ограничиваются продажей информации по подписке (на основе абонентской платы). Не исключено, что после восстановления доверия населения к банковской системе и/или развития системы микроплатежей ситуация радикально изменится. Многие сервисы, которые сейчас являются бесплатными, потому что невозможно взять с человека, например, 1 рубль за чтение прогноза погоды, смогут перейти на микроплатежную модель. Впрочем, это отдельная интересная тема, интересующихся я могу отослать на сайт www.paycash.ru.

Еще одна мировая тенденция, которая пока не получила заметного распространения в Рунете, это то, что называется ASP - Application Service Providing. Т.е. это ситуация, когда некая компания или персона вместо покупки и установки программного обеспечения на свой компьютер пользуется "арендой" доступного по сети приложения. Сейчас становится очень популярным предоставление в режиме ASP "тяжелых" учетных пакетов типа SAP R/3. Популярная идея "сетевого компьютера" предполагает использование в этом режиме и всех стандартных офисных приложений - компания SUN уже предоставляет такие возможности при использовании Star office.

В этом смысле Web-хостинг и получение почтовых ящиков у провайдера можно тоже рассматривать как некий ASP, поскольку это позволяет не заводить собственный сервер. Впрочем, не всегда ASP является платным - часто такие сервисы живут по рекламной модели (пример - бесплатные хостинги, mail.ru и др.)

Сервисы другим интернет-проектам оказываются либо в виде лицензирования технологий, либо в виде ASP. При этом деньги взимаются с проектов, использующих эти разработки - в виде разовых отчислений за лицензию/установку и/или постоянной платы за поддержку, возможно. зависящей от интенсивности использования сервиса. В качестве примеров можно привести счетчик SpyLog.ru с его программами специализированных рейтингов, и возможностями нестандартных (коммерческих) установок счетчика, или аукцион Stavka.Ru, который предоставляет возможность создания специализированных аукционов на заинтересованных в этом сайтах.

Транзакционные отчисления
Эта модель основана на том, что через (или около) сайта идут какие-то финансовые транзакции, некоторый процентом от этих транзакция является доходом сайта. Наиболее известные модели это

  • Интернет-магазины
  • Интернет-биржи
  • программы развития продаж (affiliated programs), в рамках которых сайты, разместивший у себя входы в магазины и др. получают процент от сделанного через них оборота.

Эта модель сейчас получает развитие в Рунете, особенно в секторе так называемых B2B решений. Но проблема состоит в том, что у нас финансовые потоки через Интенет практически не ходят, поэтому отследить реальный объем транзакций и востребовать с них процент часто является проблематичным. Поэтому часто в качестве суррогата вместо транзакцмионной модели используется модель платных сервисов с взиманием абонентской платы с участников, скажем, некой B2B площадки.

Поддержка основного бизнеса
Предыдущие модели относились в значительной степени к независимым публичным проектам. К проектам, которые компании делают для себя все эти модели доходности также могут быть применимы, но в большинстве случаев они вторичны. Основную выгоду от собственных Интернет-проектов компании могут получать за счет совсем других механизмов.

Первая, и до сих пор основная функция корпоративных Web-сайтов - это быть "визитными карточками", "корпоративными буклетами" и прайс-листами компании, где можно получить развернутую информацию о компании и ее услугах. В конечном счете, хороший корпоративный сайт должен увеличивать продажи.

Одно время со стороны издателей бумажных СМИ существовало сложно отношение к электронным версиям изданий - они боялись конкуренции. Но на сегодня уже можно считать доказанным, что в России хорошие раскрученные сайты увеличивают объем продаж бумажного издания. Примером этого является, например, журнал "Компания", который (по данным компании "Актис") после появления сайта заметно увеличил свой бумажный тираж .

Однако на сегодня быть просто "визитной карточкой" корпоративному сайту явно уже недостаточно. Он должен быть

  • информативным (т.е. содержать по возможности всю информацию о фирме и ее продуктах/услугах);
  • регулярно обновляемым ("мертвый" сайт вызывает сомнения в устойчивости компании);
  • поддерживать сообщество пользователей и способствовать выработке "брэнд лоялити" (приверженности торговой марке).

Кроме того, сегодня при обилии всевозможных сетевых ресурсов любой сайт нуждается в раскрутке (иначе про него просто никто не узнает). Веб-адрес сайта нужно обязательно упоминать во всех традиционных рекламных носителях, и возможно, осуществлять его продвижение специфическими Интернет-средствами, если ставится задача расширения круга клиентов за счет Интернет-аудитории.

Впрочем, про то, как делать и раскручивать корпоративные сайты, есть масса специальной литературы. В частности, могу сослаться на уже упоминавшуюся книжку Тимофея Бокарева.

Снижение издержек
Современные тенденции в развитии корпоративных сайтов направлены на превращение их из ``витрин'' в инструменты реального ведения бизнеса. Правильно сделанное Интернет-решение может заметно снизить издержки компании за счет

  • уменьшения объемов бумажного документооборота (Интранет-решения)
  • перевода в Интернет бизнес-процессов взаимодействия с клиентами, контрагентами и дилерами (т.н. Экстранет-решения)

Типичным и популярным примером Экстранет-решений является, например, Интернет-трейдинг и Интернет-банкинг. Если несколько лет назад типичный размер брокерской комиссии за сделку на рынке ценных бумаг составлял сотни долларов, то сегодня эта цифра уже опустилась ниже 10 - т.е. издержки у брокеров снизились более чем на порядок.

Очень значительную экономию получаю компании с развитыми дилерскими сетями - экстранет-решение позволяет открыть дилерам постоянно доступную и актуальную информацию о номенклатуре, состоянии склада и др., и автоматизировать процесс приема и обработки заявок. Недавно мой знакомый коммерческий директор крупной фирмы, торгующей запчастями, сообщил мне, что они торжественно выкинули факс, и перешли на общение с дилерами только по email. Сейчас для них разрабатывается Экстранет-решение....

Перевод служб работы с клиентами в Интернет позволяет не только улучшить сервис, но и существенно снизить нагрузку на службы поддержки за счет накопления баз типичных вопросов-ответов, а также, при правильно построенном сообществе пользователей, за счет взаимного их консультирования.

И так далее.

Заключение
Я должен извиниться за некоторую конспективность изложения. Действительно, каждая из описанных моделей достойна самостоятельной большой статьи с рассмотрением примеров и ньюснсов.

Но основная задача этой заметки - постараться прояснить общую картину людям, интересующимся развитием Интернет-бизнесов, но не занимающихся этим профессионально. Надеюсь, что для кого-то это будет полезно.

По крайней мере, мне факт публикации этой заметки точно будет полезен - вместо того чтобы пересказывать все это тысячу первый раз, я смогу просто ссылаться на журнал.


( опубликовано 07.05.2001)

Обсуждение (всего 3 реплики, последняя - 06.01.2004 13:58) Высказаться    Настройка

06.01.2004 13:58 Andrey Akopyantc Замечание по теме: Как в Интернет зарабатывают деньги
Думаю, что школьнику в Интернет можно в основном потратить деньги (на диалап), а не заработать....>> >>
Высказаться
 
05.01.2004 00:42 Вопрос по теме: Как в Интернет зарабатывают деньги
Я хочу спросить именно об этом потому что как еще школьникам заработать денег если не таким путем>> >>
Высказаться
 
14.04.2003 20:38 turbo Замечание по теме: Как в Интернет зарабатывают деньги
Буду делать что угодно чтоб деньги зарабатывать а,если не знаю научусь>> >>
Высказаться
 


В начало страницы (C) Andrey Akopyants
Перепечатка авторских материалов сайта приветствуется! Ссылка на первоисточник при перепечатке обязательна.