Многолетние наблюдения за собой и окружающими заставили меня сформулировать некий принцип, который я может быть, не очень удачно, назвал "законом рыночного равновесия". Итак - любой человек в принципе может начать любой бизнес. Но действительно успешным (зае-бизнесом в терминах статьи "Несколько слов о российском е-бизнесе" он будет в одном из двух случаев - когда идея является действительно новой
- или когда именно у данного человека имеются сильные предпосылки именно в это время и в этом месте заниматься именно этим бизнесом
Такими предпосылками может быть уникальный опыт в сходной области, наличие контактов, обеспечивающих эксклюзивные каналы поставок и/или сбыта, гарантированная бесплатная "крыша", возможность получить какие-то дефицитные административные ресурсы - лицензии, места и др., и так далее. Т.е. обязательно наличие ясного КЛЮЧЕВОГО ФАКТОРА УСПЕХА. И сила этого фактора на 99% определяет потенциальную успешность бизнеса. Если этого нет, т.е человек не может внятно ответить на вопрос - какие у него преимущества перед другими в этом бизнесе - то в стандартном случае бизнес окажется убыточным, а в хорошем - выйдет на средне-статистический уровень доходности по отношению к вложенному капиталу (10%-20% годовых) и распределяемую прибыль в размере зарплаты, которую этот человек получал бы в качестве наемного менеджера в нормальном месте - без всех этих геммороев. В этом смысле малые и индивидуальные бизнесы часто просто являются формой создания рабочего места для себя. Работает этот закон в стиле "гомеостатического мироздания" - если нет ключевого фактора успеха, в процессе реализации проекта обязательно появятся какие-то отягчающие обстоятельства (не удатся найти работников на планировавшуюся зарплату, крыша поменяет расценки, спрос окажется меньше ожидаемого и др.), которые сведут доход к среднему, если вообще не угробят бизнес. Нет, конечно, может повезти и ничего такого не произойдет, но шансы тут меньше, чем выиграть в лотерею. В теоретическом плане это является следствием рыночных "законов сохранения" - если сектор рынка устоялся, на то, чтобы в него вклиниться, нужно потратить заметно больше, чем на то, чтобы удерживаться в ней, причем природа и размер этих start-up расходов трудно прогнозируема. А если очевидная ниша пуста - очень велики шансы, что есть неочевилные издержки, которые делают работу в этой нише неэффективной. Впрочем, не исключено, что эти соображения - просто оправдания моей лени и нежелания обзаводиться собственным бизнесом.
(
написано 13.07.2001,
опубликовано 13.07.2001)
|